Мар
Первая неделя Великого поста
Первая неделя Великого поста — неделя Торжества Православия
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, что настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.
С текстом Великого какнона на все дни можно ознакомиться по ссылке — https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-svt-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk.html
Начиная с этой недели и в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина.
В этих кратких строках вся суть покаяния.
В субботу первой седмицы совершается память святого великомученика Феодора Тирона.
Святитель Феодор избавил христиан от гонений римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.
Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
И именно в память об этом чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь установила празднование в первую субботу Великого поста.
В воскресение первой седмицы церковь отмечает Торжество Православия.
В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.
После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».
К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.
Братья и сестры, прихожане, радостного и наполненного поста!